О направлениях гражданской активности в саморегулировании

О направлениях гражданской активности в саморегулировании

Мы уже научились выговаривать слово «саморегулирование» и не смущаться, произнося «СРО». Саморегулированию в строительной сфере скоро исполнится три года. По мнению некоторых участников становления новой системы допуска на строительный рынок – это все еще «ясельный возраст».

Стройка до сих пор к новообразованию относится без видимого интереса — слишком далеко от насущных дел и актуальных проблем бизнеса. В результате некоторая замкнутость СРО рискует превратиться в реальную проблему «изоляции». Как не крути, а пока на региональных съездах строителей вопросы стройки обсуждают чаще, чем на встречах руководителей СРО.

 Доказать эффективность и завоевать доверие в сфере управления строительством в РФ дело непростое и пока практически безнадежное. Во всяком случае, участники рынка неспособны «с ходу» поверить в возможность реального диалога с ключевыми фигурами через структуры СРО. Решения в этой сфере сейчас принимаются исключительно «непублично» и основываются на устойчивых, в том числе и личных связях.

Добившись внимания членов Правительства РФ к своей деятельности, подтвержденного в предвыборный период начала 2012 года, саморегулируемое сообщество пока не может похвастаться реальными результатами конструктивного взаимодействия даже с профильными ведомствами. Впрочем, на региональном уровне какие-то подвижки есть, но пока на уровне декларации взаимных намерений под давлением политической воли.

Еще один очевидный момент связан с тем, что в своем нынешнем виде СРО являются исключительно бюрократическими структурами и одним из элементов системы административного управления отраслью. Хотя вокруг некоторых саморегулируемых организаций и комитетов Национальных объединений происходит концентрация специалистов, представителей бизнеса и экспертов, этот процесс носит хоть и интенсивный, но локальный характер.

С другой стороны, в случае формирования консолидированной и публичной позиции профессионального сообщества, облеченной в конкретные формы ситуация может меняться. Во всяком случае, хочется в это верить, а при желании можно и пофантазировать о возможностях, которые могут открыться при скоординированной мобилизации лоббистских возможностей строительного бизнеса.

Для лавинообразного процесса консолидации не хватает, как минимум, двух моментов. Во-первых, отсутствуют вызывающие доверие большинства точки кристаллизации общественных инициатив. Второй момент связан с тем, что большинство предпринимателей нацелено на решение задач развития собственного бизнеса и не расположены, как к долгосрочному планированию, так и к «государственному подходу» в решении актуальных проблем.

По данным социологических опросов (2010 год), только 2% населения в России планируют свою жизнь более чем на два года вперед. И более 80% социально активного населения не строят планов более чем на один год вперед. Возможно, именно поэтому попытки, например, финских производителей предложить строительному рынку энергосберегающие стройматериалы со сроком окупаемости более 8-ми лет неизменно терпят «фиаско»… Предпринимателям проще диверсифицировать собственный бизнес, чем вкладываться в долгосрочное «разруливание» существующих «административных» трудностей.

Некоторые эксперты считают, что введение аналога «ОСАГО» в строительстве автоматически решит до 80% проблем с качеством и с безопасностью строящихся объектов. Возможно, что в этой схеме и функции СРО можно будет скорректировать в более понятном для бизнеса направлении.

Другое дело, что пока переходные модернизации сменяют одна другую, старые здания продолжают ветшать, а новые – строиться.

Статьи
Популярные посты

Сертификация  

Вопрос-ответ по сертификации ИСО (ISO, OHSAS, BS EN)

На этой странице мы собрали наиболее частые вопросы в сфере ...


Законодательство  

Комментарий к ФЗ-261 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

(Постатейный) Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на ...


Законодательство  

Постановление Правительства РФ № 370 от 11.05.2001 г. "Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения"

Председатель Правительства Российской Федерации М.КАСЬЯНОВ Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации ...


Гостайна  

Организация допуска предприятий к проведению работ со сведениями, составляющими государственную тайну.

Основные положения лицензирования деятельности предприятий в области защиты государственной тайны. ...


Законодательство  

№ 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»

версия для печати (doc, 46.2 КБ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОМ ...