Конфиденциальность информации и принципы ее обеспечения в системе делопроизводства

Конфиденциальность информации и принципы ее обеспечения в системе делопроизводства

Проблема конфиденциальности делопроизводства в органах государственной власти, защиты сведений, составляющих государственную тайну, всегда имела особую значимость и остроту.

Не случайно многие мыслители, начиная с древних, призывали к осмотрительности и строгому отношению к государственному секрету. Ю. Крижанич - великий русский философ и политик, обращаясь более трехсот лет назад к слугам государевым, призывал к «умению владеть государственной тайной, скрывать неискусность и всякие общие пороки нашего российского «племени», соблюдать достоинство и славу народную».

Тайна - это понятие, имеющее несколько смысловых значений. В повседневном обиходе, на бытовом уровне понятие «тайна» трактуется как нечто неразгаданное, скрытое от посторонних глаз, как «вещь в себе». Применительно к органам государственной власти и управления под тайной понимается то, что осознанно скрывается от других, что известно строго определенному кругу лиц. Конфиденциальный же документ - это документ, доступ к которому ограничен даже для служащих одного структурного подразделения.

Иначе говоря, тайну составляют те сведения, которые не подлежат разглашению. Такие сведения содержатся в секрете, как правило, определенное время, обусловленное их государственной или служебной значимостью, необходимостью, вытекающей из интересов страны в целом или отдельного ведомства (министерства, администрации, департамента, управления, представительного или судебного органа власти). Лишь после того, как необходимость сохранения в тайне каких-то сведений отпала, они могут быть оглашены либо опубликованы. Вообще же всегда следует помнить, что степень ценности информации и необходимая степень надежности ее защиты находятся в прямой зависимости.

Законодательство Российской Федерации о защите информации и обеспечении охраны государственной тайны основывается на Конституции РФ, Федеральных законах «О безопасности» и «О государственной тайне», других законодательных и подзаконных актах, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны и обеспечением конфиденциальности делопроизводства в органах государственной власти. Законодательством определяются цели и задачи обеспечения секретности, ее пределы, принципы, технологии и механизмы обеспечения, ответственность за несоблюдение принятых норм. Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также правила отнесения документа к той или иной степени секретности, устанавливаются Правительством страны.

В зависимости от важности, ценности, характера и ведомственной принадлежности сведений тайна подразделяется на государственную и служебную.

Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внутри- и внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации или, по крайней мере, вызвать социальную напряженность, породить внутриаппаратные конфликты, серьезные кадровые коллизии.

Служебная тайна - охраняемые государством сведения в любой области политики, управления, науки, техники, производства, разглашение (передача, утечка и т.п.) которых может нанести ущерб интересам государства, отдельного ведомства или частного лица.

Под режимом секретности понимается система установленных норм (правил), определяющих порядок и условия обеспечения сохранения в тайне сведений, носящих секретный характер и не подлежащих разглашению. Указанный режим предусматривает специальный порядок подготовки и размножения документов; их учета в специальных журналах и передачи под расписку исполнителям или иным заинтересованным лицам; ведение специально утвержденной номенклатуры дел секретных документов, их хранение в специально оборудованных помещениях, в учтенных сейфах или железных шкафах; периодический контроль сохранности документов и соответствующую отчетность; специальные технологии уничтожения отработанных или устаревших документов.

Цель режима секретности в системе делопроизводства - обеспечить информационную безопасность государственной власти и государственного управления. Можно сказать более конкретно - обеспечить в тайне те сведения государственного и служебного характера, которые могут быть использованы в ущерб интересам Российского государства. Необходимая секретность достигается строгим соблюдением комплекса правовых, организационных, кадровых, воспитательных, информационно-технических и других правил и норм, направленных на обеспечение высокой бдительности, нейтрализацию каналов утечки секретных сведений, пресечение случаев разглашения государственной и служебной тайны и утраты секретных документов и изделий. Не случайно секретное делопроизводство ведется особыми структурными подразделениями, укомплектованными специально подготовленными специалистами, осуществляется в специально оборудованных помещениях.

Ответственность за обеспечение режима секретности, своевременную разработку и осуществление необходимых мероприятий по сохранению государственных секретов и конфиденциальности служебной информации возлагается на руководителей организаций и учреждений и их структурных подразделений в пределах их компетенции. Работа по организации режима секретности должна строиться таким образом, чтобы она являлась неотъемлемой органической частью в целостной системе по обеспечению защиты государственной тайны и конфиденциальности служебной переписки. И это понятно, ведь ценную конфиденциальную информацию содержат многие служебные документы, начиная с планов социально-экономического развития и приказов до статистических отчетов и информационно-аналитических записок.

Эффективность и практическая значимость режима секретности определяется множеством факторов объективного и субъективного характера. Многое зависит и от конкретно-исторических условий функционирования государственного аппарата. Режим меняется в зависимости от изменения условий политического и социально-экономического развития общества. Но в любом случае обеспечение режима секретности требует глубокого понимания его основ и сущности, творческого подхода к его организации.

Лицензирование
Популярные посты

Сертификация  

Вопрос-ответ по сертификации ИСО (ISO, OHSAS, BS EN)

На этой странице мы собрали наиболее частые вопросы в сфере ...


Законодательство  

Комментарий к ФЗ-261 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

(Постатейный) Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на ...


Законодательство  

Постановление Правительства РФ № 370 от 11.05.2001 г. "Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения"

Председатель Правительства Российской Федерации М.КАСЬЯНОВ Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации ...


Гостайна  

Организация допуска предприятий к проведению работ со сведениями, составляющими государственную тайну.

Основные положения лицензирования деятельности предприятий в области защиты государственной тайны. ...


Законодательство  

№ 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»

версия для печати (doc, 46.2 КБ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОМ ...