943-43-46(многоканальный) 

(812)572-18-43,

191040, Санкт-Петербург,
Лиговский просп., 73, офис 606.
Мы работаем с 10:00-18:00
по будним дням

Тел.: (812) 572-18-57;
572-18-43;
943-43-46 (многоканальный).
Тел./факс: (812) 572-45-09.

Отправить сообщение

Вопрос-ответ по сертификации ИСО (ISO, OHSAS, BS EN)

Вопрос-ответ по сертификации ИСО (ISO, OHSAS, BS EN)

На этой странице мы собрали наиболее частые вопросы в сфере сертификации по направлениям: менеджмент качества, менеджмент безопасности труда, экологический менеджмент, менеджмент энергосбережения. Скорее всего ответ на интресующий вас вопрос уже есть и возможно вы найдете его именно здесь. По крайней мере мы на это надеемся.

Раздел 1: Межгосударственные и национальные стандарты.

Название «ISO» употребляется для обозначения Международной организации по стандартизации — «International Organization for Standardization». Данная организация является всемирной федерацией национальных организаций по стандартизации (комитетов – членов ISO). ISO учреждена в 1946 году. Фактически её работа началась с 1947 года. Штаб-квартира организации находится в Женеве.

На сегодняшний день в состав ИСО входит 164 страны своими национальными организациями по стандартизации. Россия стала членом ИСО как правопреемник СССР. 23 сентября 2005 года Россия вошла в Совет ИСО. Россию представляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в качестве комитета — члена ISO.

ISO определяет свои задачи следующим образом: содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях.

ISO 9000 – это система международных стандартов, разработанных Международной организацией по стандартизации ISO (International Organization for Standardization). Данная система представляет собой совокупность требований и правил, направленных на обеспечение и организацию процесса управления качеством продукции и услуг. Сертификат соответствия ISO 9000 означает наличие в организации внедренной, налаженной и успешно функционирующей системы управления качеством продукции и услуг в соответствии с международными нормами.

Стандарты международной организации по стандартизации ISO являются наиболее известными и распространенными в мире. Стандарты ISO универсальны, их можно применять в качестве моделей независимо от отрасли, в которой функционирует компания. Стандарты ISO 9000 приняты в качестве национальных стандартов более чем в 190 странах мира, среди них Европейский Союз, США, Канада, Япония, Китай, Южная Корея, Австралия, ОАЭ, Турция и др. В России в настоящее время стандарты ISO 9000 утверждены в качестве Государственных стандартов (ГОСТ). В работе Международной организации по стандартизации (ISO) в качестве национальной организации по стандартизации участвует Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Международный стандарт ISO 9001 представляет собой документ, разработанный техническим комитетом международной организации по стандартизации (ISO), которая является всемирной федерацией национальных организаций по стандартизации (комитетов – членов ISO).

Международный стандарт ISO 9001 устанавливает требования к системе менеджмента качества предприятий, которые являются достаточно строгими. Наличие у предприятия сертификата соответствия данной системе сертификации гарантирует, что на таком предприятии внедрена и функционирует эффективная система менеджмента качества по этому стандарту. Также наличие сертификата ISO 9001 означает, что получившее его предприятие отвечает современным требованиям и международному уровню оказываемых услуг, производимой продукции, систем управления и внутренних процессов неправительственной организации. Все требования данного Стандарта предназначены для всех организаций независимо от вида, размера и поставляемой продукции.

Понятие стандарта дано в статье 2 Федерального закона «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года. Стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией.

Национальный стандарт - стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации.

Национальным органом по стандартизации в Российской Федерации является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (пункт 5.4.11. Постановления Правительства РФ «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии» от 17 июня 2004 года № 294).

Понятие сертификата соответствия установлено статьей 2 Федерального закона «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года.

Сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Нет, не действует.

Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Системы менеджмента качества. Требования» отменен Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 декабря 2011 года № 1575-ст «О введении в действие межгосударственного стандарта» с 01 января 2013 года в связи с принятием и введением в действие Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ ISO 9001-2011 «Системы менеджмента качества. Требования».

Нет, не является. В соответствии с пунктом 1 Приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 декабря 2011 года № 1575-ст «О введении в действие межгосударственного стандарта», Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ ISO 9001-2011 «Системы менеджмента качества. Требования» введен в действие с 1 января 2013 года для добровольного применения в Российской Федерации.

Да, предъявляет. В соответствии с пунктом 8.2.2. Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ ISO 9001-2011 «Системы менеджмента качества. Требования», организация должна проводить внутренние аудиты (проверки) через запланированные интервалы времени в целях установления того, что система менеджмента качества:

  • a) соответствует запланированным мероприятиям, требованиям данного стандарта и требованиям к системе менеджмента качества, разработанным организацией;
  • b) внедрена результативно и поддерживается в рабочем состоянии.

Программа аудитов (проверок) должна планироваться с учетом статуса и важности процессов и участков, подлежащих аудиту, а также результатов предыдущих аудитов. Критерии, область применения, частота и методы аудитов должны быть определены. Выбор аудиторов и проведение аудитов должны обеспечивать объективность и беспристрастность процесса аудита. Аудиторы не должны проверять свою собственную работу.

Должна быть установлена документированная процедура для определения ответственности и требований, связанных с планированием и проведением аудитов, ведением записей и составлением отчетов о результатах. Записи об аудитах и их результатах должны поддерживаться в рабочем состоянии.

Руководство, ответственное за проверяемые области деятельности, должно обеспечить, чтобы все необходимые коррекции и корректирующие действия предпринимались без излишней отсрочки для устранения обнаруженных несоответствий и вызвавших их причин. Последующие действия должны включать в себя верификацию принятых мер и отчет о результатах верификации.

Требования к документации содержатся в пункте 4.2. Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ ISO 9001-2011 «Системы менеджмента качества. Требования». К этим Требованиям относятся следующие:

  • 1. Документация системы менеджмента качества должна включать в себя:
    • a) документально оформленные заявления о политике и целях в области качества;
    • b) руководство по качеству;
    • c) документированные процедуры и записи, требуемые настоящим стандартом;
    • d) документы, включая записи, определенные организацией как необходимые ей для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими.
  • Примечание 1: Там, где в настоящем стандарте встречается термин "документированная процедура", это означает, что процедура разработана, документально оформлена, внедрена и поддерживается в рабочем состоянии. Один документ может содержать требования одной или более процедуры. Требование о наличии документированной процедуры может быть реализовано более чем одним документом.
  • 2. Степень документированности системы менеджмента качества одной организации может отличаться от степени документированности другой в зависимости:
    • a) от размера организации и вида деятельности;
    • b) от сложности и взаимодействия процессов;
    • c) от компетентности персонала.
  • 3. Документация может быть в любой форме и на любом носителе.

Организация должна разработать и поддерживать в рабочем состоянии руководство по качеству, содержащее:

  • a) область применения системы менеджмента качества, включая подробности и обоснование любых исключений (пункт 1.2 стандарта);
  • b) документированные процедуры, разработанные для системы менеджмента качества, или ссылки на них;
  • c) описание взаимодействия процессов системы менеджмента качества.

Документы системы менеджмента качества должны быть управляемыми. Записи, представляющие собой специальный вид документов, должны быть управляемыми согласно требованиям пункта 4.2.4. стандарта. Для определения необходимых средств управления должна быть разработана документированная процедура, предусматривающая:

  • a) официальное одобрение документов с точки зрения их достаточности до выпуска;
  • b) анализ и актуализацию по мере необходимости и повторное официальное одобрение документов;
  • c) обеспечение идентификации изменений и статуса пересмотра документов;
  • d) обеспечение наличия соответствующих версий документов в местах их применения;
  • e) обеспечение сохранения документов четкими и легко идентифицируемыми;
  • f) обеспечение идентификации и управление рассылкой документов внешнего происхождения, определенных организацией как необходимые для планирования и функционирования системы менеджмента качества;
  • g) предотвращение непреднамеренного использования устаревших документов и применение соответствующей идентификации таких документов, оставленных для каких-либо целей.

Записи, установленные для представления свидетельств соответствия требованиям и результативного функционирования системы менеджмента качества, должны находиться под управлением. Организация должна установить документированную процедуру для определения средств управления, необходимых для идентификации, хранения, защиты, восстановления, сохранения и изъятия записей. Записи должны оставаться четкими, легко идентифицируемыми и восстанавливаемыми.

Если организации необходимо получить сертификат соответствия ГОСТ ISO 9001-2011 «Системы менеджмента качества. Требования» исходя из требований конкурса (тендера), в котором она будет участвовать, то лучше всего обратиться непосредственно к заказчику за разъяснением вопроса о том, какой орган по сертификации признается данным заказчиком соответствующим требованиям, предъявляемым к системам добровольной сертификации.

В случае же когда каких-либо особых требований не предъявляется, то можно обращаться в любой орган по сертификации, аккредитованный Федеральной службой по аккредитации (Росаккредитация) в качестве органа по сертификации.

В процессе осуществления деятельности организации сертификат соответствия ГОСТ ISO 9001-2011 «Системы менеджмента качества. Требования» может быть применим в следующих случаях:

  • 1. В случае необходимости получения в саморегулируемой организации свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства (требование о наличии сертификата соответствия установлено законодательством РФ);
  • 2. Для участия в конкурсах (тендерах) в случае, если заказчиком установлено требование о предъявлении сертификата соответствия;
  • 3. Для подтверждения того, что на таком предприятии внедрена и функционирует эффективная система менеджмента качества по стандарту, что будет свидетельствовать о надежности предприятия, и даст ему возможность выхода на рынок услуг;
  • 4. С целью обеспечения четкого и оптимального построения всех внутренних процессов деятельности в компании;
  • 5. В целях дополнительной рекламы высокого уровня качества услуг, предлагаемых компанией на рынке.

В соответствии с пунктом 7.7. Национального стандарта Российской Федерации «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок сертификации систем менеджмента качества на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ИСО 9001:2008) ГОСТ Р 40.003-2008», орган по сертификации проводит инспекционный контроль сертифицированной системы менеджмента качества. При этом инспекционный контроль может быть плановым и внеплановым.

Плановый инспекционный контроль должен проводиться, по крайней мере, один раз в год.

Объектами аудита при плановом инспекционном контроле являются:

  • - область применения системы менеджмента качества;
  • - качество продукции;
  • - документы системы менеджмента качества;
  • - процессы системы менеджмента качества.

Внеплановый инспекционный контроль проводится в случаях:

  • - получения органом по сертификации информации о любых серьезных нарушениях в рамках сертифицированной системы менеджмента качества, в том числе информации о жалобах потребителей на качество продукции, выпускаемой держателем сертификата;
  • - существенных изменений организационной структуры организации, технологии и условий производства, численности персонала, кадрового состава и т.п.

Объекты аудита при внеплановом инспекционном контроле определяют в зависимости от причины, вызвавшей необходимость инспекционного контроля.

В соответствии с пунктом 7.6.4.2. Национального стандарта Российской Федерации «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок сертификации систем менеджмента качества на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ИСО 9001:2008) ГОСТ Р 40.003-2008», срок действия сертификата соответствия системы менеджмента качества составляет три года.

Согласно пункту 7.6.4. Национального стандарта Российской Федерации «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок сертификации систем менеджмента качества на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ИСО 9001:2008) ГОСТ Р 40.003-2008», при положительном решении орган по сертификации оформляет сертификат соответствия системы менеджмента качества установленного образца. В Приложении М к данному стандарту приведены реквизиты и содержание сертификата, а также приложения к нему (формы 1 - 4) и образцы заполнения сертификата и приложения к нему (формы 5 - 10).

Орган по сертификации присваивает сертификату регистрационный номер, затем сертификат регистрируют в Реестре органа по сертификации.

Сертификат может иметь приложение. Решение об оформлении приложения к сертификату принимает руководство органа по сертификации по согласованию с заказчиком.

В приложении к сертификату указывают все производственные площадки и их адреса, а также, при необходимости, уточняют информацию о продукции.

В случае отказа органом по сертификации в выдаче сертификата заказчик имеет право в месячный срок после получения решения об отказе в выдаче сертификата направить в комиссию по апелляциям органа по сертификации или в комиссию по апелляциям Системы сертификации ГОСТ Р заявление о несогласии с заключением комиссии по аудиту.

По результатам рассмотрения апелляции может быть назначен повторный аудит с другим составом комиссии, выполняемый за счет заказчика (пункт 7.6.4.4. Национального стандарта Российской Федерации «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок сертификации систем менеджмента качества на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ИСО 9001:2008) ГОСТ Р 40.003-2008»).

Орган по сертификации должен приостановить действие сертификата в случаях, если:

  • - при инспекционном контроле выясняется, что заказчик не может выполнить требования, предъявляемые при сертификации, включая требования к результативности сертифицированной системы менеджмента качества;
  • - заказчик - держатель сертификата отказывается от проведения инспекционного контроля или не позволяет проводить инспекционный контроль с требуемой периодичностью;
  • - заказчик - держатель сертификата не выполнил запланированные корректирующие действия по устранению несоответствий по результатам предыдущего инспекционного контроля;
  • - выявлены нарушения правил использования сертификата и применения знака соответствия;
  • - заказчик - держатель сертификата добровольно сделал запрос о приостановлении действия сертификата.

Период приостановления действия сертификата не должен превышать шести месяцев.

В случае, если в период работ по приостановлению действия сертификата орган по сертификации сочтет невозможным дальнейшее использование сертификата, должно быть принято решение об его отмене или сужении области сертификации (пункт 9.3.1. Национального стандарта Российской Федерации «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок сертификации систем менеджмента качества на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ИСО 9001:2008) ГОСТ Р 40.003-2008»).

Отмена действия сертификата осуществляется органом по сертификации в случаях, если заказчик не выполнил требования по устранению нарушений правил использования сертификата после окончания срока приостановления действия сертификата или по запросу организации - держателя сертификата в связи с ликвидацией организации или прекращением производства продукции, на которую распространяется сертификат.

Копию решения об отмене действия сертификата орган по сертификации направляет в организацию и в технический центр Регистра систем качества. Подлинник решения остается в деле органа по сертификации. Отмененный сертификат подлежит возврату в орган по сертификации (пункт 9.3.2. Национального стандарта Российской Федерации «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок сертификации систем менеджмента качества на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ИСО 9001:2008) ГОСТ Р 40.003-2008»).

Согласно пункту 14 Национального стандарта Российской Федерации «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок сертификации систем менеджмента качества на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ИСО 9001:2008) ГОСТ Р 40.003-2008», оплату работ по сертификации систем менеджмента качества организации проводят на основе договора с органом по сертификации. Размер оплаты зависит от численности персонала организации, размера организации, сложности выпускаемой продукции, применяемых технологических процессов, числа мест расположения производств (филиалов, производственных площадок и/или дочерних предприятий).

Да, жалобу подать можно. Порядок рассмотрения жалоб должен быть установлен документами органа по сертификации. Документация, содержащая требования к процессу рассмотрения жалоб, должна находиться в органе по сертификации в открытом доступе.

Орган по сертификации должен в течение трех дней передать организации, которой он выдал сертификат, относящуюся к ней жалобу.

Процесс рассмотрения жалоб должен включать в себя следующие процедуры:

  • - получение, проверку, исследование жалобы, а также принятие решения о том, какие ответные меры должны быть приняты;
  • - сопровождение и регистрацию жалоб, включая принятые ответные меры;
  • - обеспечение выполнения коррекции и корректирующих действий.

Орган по сертификации должен подтвердить получение жалобы, уведомить предъявителя жалобы об окончании процесса ее рассмотрения и предоставить предъявителю информацию о результатах ее рассмотрения (пункт 12 Национального стандарта Российской Федерации «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок сертификации систем менеджмента качества на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ИСО 9001:2008) ГОСТ Р 40.003-2008»).

Аббревиатура «СМК» означает – система менеджмента качества. Это понятие употребляется в Национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ ISO 9001-2011 «Системы менеджмента качества. Требования», а также в Национальном стандарте Российской Федерации «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок сертификации систем менеджмента качества на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ИСО 9001:2008) ГОСТ Р 40.003-2008»).

Понятие технического регламента определено статьей 2 Федерального закона «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года.

Технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Международный стандарт ISO 14001 представляет собой документ, разработанный техническим комитетом международной организации по стандартизации (ISO), которая является всемирной федерацией национальных организаций по стандартизации (комитетов – членов ISO).

Данный стандарт устанавливает требования к системе экологического менеджмента в целях оказания помощи организации в разработке и внедрении ее политики и целевых показателей с учетом требований законов, требований, которые организация сама обязалась выполнять, и данных о существенных воз¬действиях на окружающую среду. Наличие у предприятия сертификата соответствия данной системе сертификации гарантирует, что на таком предприятии внедрена и функционирует эффективная система экологического менеджмента качества по этому стандарту. Оформление такого сертификата в современных условиях охраны экологии является актуальным для любых организаций вне зависимости от профиля деятельности.

Получение организацией стандарта соответствия системе экологического менеджмента означает, что в такой компании разработана и успешно внедрена экологическая политика, учитывающая требования законодательства РФ и международных норм в области охраны окружающей природной среды. Также наличие сертификата ИСО 14001 означает, что получившее его предприятие отвечает современным требованиям в области охраны окружающей среды и международному уровню оказываемых услуг, производимой продукции, систем управления и внутренних процессов организации. Данный стандарт предназначен для применения организациями всех видов и размеров. Таким образом, получение данного сертификата соответствия будет свидетельствовать о надежности предприятия, и даст ему возможность выхода как на внутренний, так и на мировой рынок услуг.

Сертификат соответствия необходим для получения в саморегулируемой организации свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства (требование о наличии сертификата соответствия установлено законодательством РФ).

Сертификат соответствия ГОСТ Р ИСО 14001-2007 может быть использован компанией для участия в конкурсах (тендерах) в случае, если заказчиком установлено требование о предъявлении сертификата соответствия.

Наличие вышеуказанного сертификата соответствия также будет способствовать дополнительной рекламе высокого уровня качества услуг, предлагаемых компанией на рынке, повышению конкурентоспособности компании.

Согласно пункту 4.4.4. Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 14001-2007 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению» документация системы экологического менеджмента должна содержать:

  • a) экологическую политику, цели и задачи;
  • b) описание области применения системы экологического менеджмента;
  • c) описание основных элементов системы экологического менеджмента и их взаимодействия, а также ссылки на соответствующие документы;
  • d) документы, включая записи, соответствующие требованиям данного стандарта;
  • e) документы, включая записи, определенные организацией как необходимые для обеспечения результативного планирования, функционирования и управления процессами, которые связаны со значимыми экологическими аспектами.

Организация должна установить, внедрить и поддерживать процедуру(ы):

  • a) утверждения документов перед их выпуском для проверки их адекватности;
  • b) анализа, актуализации документов по мере необходимости и их повторного утверждения;
  • c) обеспечения идентифицируемости изменений и текущего статуса пересмотренного документа;
  • d) обеспечения доступности соответствующих версий применимых документов в местах их использования;
  • e) обеспечения удобочитаемости и надлежащего обозначения документов;
  • f) обеспечения надлежащей идентификации и контроля распространения документов внешнего происхождения, определяемых организацией как необходимые для планирования и функционирования системы экологического менеджмента;
  • g) предотвращения непреднамеренного использования устаревших документов и использования подходящей идентификации, если в них сохраняется потребность.

Согласно пункту 4.5.5. Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 14001-2007 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению», организация должна обеспечить проведение внутренних аудитов системы экологического менеджмента с запланированной периодичностью, чтобы:

  • a) определить:
    • 1) соответствует ли система экологического менеджмента запланированным положениям экологического менеджмента, в том числе требованиям настоящего стандарта;
    • 2) должным ли образом система внедрена и поддерживается ли в рабочем состоянии;
  • b) довести информацию о результатах аудитов до руководства.

Организация должна запланировать, установить, внедрить и поддерживать программу(ы) аудита, принимая во внимание значимость рассматриваемых видов деятельности с экологической точки зрения и результаты предыдущих аудитов.

Должна(ы) быть установлена(ы), внедрена(ы) и поддерживаться в рабочем состоянии процедура(ы) аудита, предусматривающая(ие):

  • - распределение ответственности и требования к планированию, проведению аудитов и подготовке отчетов по результатам аудита, а также сохранению соответствующих записей;
  • - определение критериев и области, частоты проведения аудитов и используемых методов.

При выборе аудиторов и проведении аудитов должны обеспечиваться объективность и беспристрастность процесса аудита.

Стандарт OHSAS 18001:2007 «Системы менеджмента безопасности труда – Требования» (Occupational Health and Safety Management Systems) представляет собой стандарт, разработанный Британским Институтом Стандартов в 2007 году. Хотя данный стандарт не разработан Международной организацией по стандартизации ISO и фактически не является международным, его требования полностью совместимы с требованиями таких стандартов ISO, как ISO 9001 и ISO 14001.

Данный Стандарт представляет собой требования к системе управления профессиональной безопасностью и здоровьем, дающие организации возможность управлять профессиональными рисками в области безопасности персонала и при этом совершенствовать бизнес. Как сказано в разделе «Введение» к данному Стандарту, он устанавливает требования к системе менеджмента безопасности труда, чтобы позволить организации разработать и внедрить политику и цели, учитывающие законодательные требования и информацию о рисках в области безопасности труда. Общей целью данного Стандарта являются поддержка и распространение надлежащей практики в области безопасности труда при сохранении баланса с социально-экономическими потребностями. Стандарт предназначен для применения организациями всех типов и размеров.

В Российской Федерации аналогом Стандарта OHSAS 18001:2007 «Системы менеджмента безопасности труда – Требования» является ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», ILO-OSH 2001 «Guidelines on occupational safety and health management systems» (IDT).

Данный Стандарт введен в действие с 01 июля 2009 года приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 июля 2007 г. N 169-ст «О введении с действие межгосударственного стандарта».

ГОСТ 12.0.230-2007 идентичен документу Международной организации труда ILO-OSH 2001. Guidelines on occupational safety and health management systems (Руководство по системам управления охраной труда).

Как указано в разделе 1 ГОСТ 12.0.230-2007, целью данного стандарта является содействие защите работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов, исключению несчастных случаев, в том числе со смертельным исходом, и профессиональных заболеваний на производстве.

Данная аббревиатура означает – «система управления охраной труда».

Данный термин содержится в пункте 2.22. раздела 2 ГОСТ 12.0.230-2007 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования", ILO-OSH 2001 "Guidelines on occupational safety and health management systems" (IDT).

Система управления охраной труда (occupational safety and health management system): набор взаимосвязанных или взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели по охране труда и процедуры по достижению этих целей.

Требования к составлению и ведению документации в организации указаны в пункте 4.4.4. раздела 4 Стандарта OHSAS 18001:2007 «Системы менеджмента безопасности труда – Требования».

Документация системы менеджмента безопасности труда должна включать:

  • а) политику и цели в области безопасности труда;
  • b) описание области применения системы менеджмента безопасности труда;
  • c) описание основных элементов системы менеджмента безопасности труда и их взаимодействия, а также ссылки на взаимосвязанные документы;
  • d) документы, включая записи, требуемые настоящим стандартом OHSAS;
  • е) документы, включая записи, определенные организацией как необходимые для обеспечения результативного планирования, функционирования и управления процессами, связанными с менеджментом ее рисков в области безопасности труда.

Примечание: Важно, чтобы документация была пропорциональна уровню сложности, учтенным опасностям и рискам и сводилась к минимуму, требуемому для обеспечения результативности и эффективности.

Получение сертификата соответствия OHSAS 18001:2007 предоставляет организации следующие преимущества:

  • 1. В случае необходимости получения в саморегулируемой организации свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства (требование о наличии сертификата соответствия установлено законодательством РФ);
  • 2. Для участия в конкурсах (тендерах) в случае, если заказчиком установлено требование о предъявлении сертификата соответствия;
  • 3. Для подтверждения того, что на таком предприятии внедрена и функционирует эффективная система менеджмента качества по стандарту, что будет свидетельствовать о надежности предприятия, и даст ему возможность выхода на рынок услуг;
  • 4. С целью обеспечения четкого и оптимального построения всех внутренних процессов деятельности в компании в сфере обеспечения безопасности труда;
  • 5. С целью уменьшения числа аварий на предприятии и, как следствие, затрат на ликвидацию их последствий;
  • 6. С целью снижения рисков, связанных с возможным возникновением аварий, и связанных с ними платежей и штрафных санкций;
  • 7. С целью обеспечения соответствия деятельности предприятия законодательным требованиям в области безопасности труда;
  • 8. Для улучшения репутации компании в глазах потребителей, партнеров, акционеров, инвесторов и других заинтересованных сторон.

Аббревиатура (OH&S) означает «система охраны труда и техники безопасности». Данная аббревиатура употребляется в Стандарте OHSAS 18002:2008 «Системы менеджмента в области охраны труда и техники безопасности. Руководящие указания по применению OHSAS 18001:2007». Данный стандарт разработан Британским Институтом Стандартов.

Область применения данного Стандарта заключается в установлении общих рекомендаций по применению стандарта OHSAS 18001:2007. Руководящие указания, содержащиеся в Стандарте OHSAS 18002:2008, дают пояснения основополагающих принципов стандарта OHSAS 18001:2007 и включают описание предназначения, типовых подходов, процессов и типовых выходных результатов, относящихся к каждому требованию OHSAS 18001. Эти данные предназначены для оказания помощи в понимании и внедрении требований OHSAS 18001.

Раздел 2. О необходимости получения сертификатов соответствия членами саморегулируемых организаций.

Требование о наличии у заявителя системы управления качеством работ (система менеджмента качества, система контроля качества) является одним из требований, предъявляемых для получения свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства.

Данное требование установлено в Постановлении Правительства Российской Федерации от 24 марта 2011 года № 207 «О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства».

В соответствии с пунктом 5 части 12 статьи 55.5. Градостроительного кодекса РФ, Правилами саморегулирования может быть установлено требование о наличии сертификатов соответствия работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, сертификатов системы управления качеством таких работ, выданных при осуществлении добровольного подтверждения соответствия в определенной системе добровольной сертификации.

Правила саморегулирования являются документом саморегулируемой организации и утверждаются Общим собранием ее членов.

Также требование о предоставлении сертификатов соответствия должно быть установлено Требованиями к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства, утвержденными в саморегулируемой организации.

Да, вправе. Согласно части 9 статьи 55.5. Градостроительного кодекса РФ, минимально необходимые требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных и технически сложных объектов, с учетом технической сложности и потенциальной опасности таких объектов устанавливаются Правительством Российской Федерации. Действующее в настоящее время Постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2011 года № 207, устанавливающее требования к выдаче свидетельств о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, не содержит требований для выдачи свидетельств о допуске к работам на уникальных объектах. Тем самым, законодательство РФ не обязывает саморегулируемые организации утверждать особые требования к выдаче свидетельств о допуске к работам на уникальных объектах капитального строительства. Решение вопроса об установлении особых требований к выдаче свидетельств о допуске к работам на уникальных объектах предоставлено на усмотрение саморегулируемых организаций. В то же время, часть 2 статьи 48.1. Градостроительного кодекса РФ определяет характеристики уникальных объектов капитального строительства. Очевидно, что уникальные объекты, исходя их характеристик, обладают повышенной опасностью по сравнению с обычными объектами.

Таким образом, саморегулируемая организация вправе установить особые повышенные требования к работам, оказывающим влияние на безопасность уникальных объектов, т.е. выше требований, установленных для работ на объектах, не относимых к особо опасным и технически сложным.

Да, нужно. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2011 года № 207 «О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства» в качестве одного из требований к выдаче свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов использования атомной энергии, устанавливает требование о наличии у заявителя системы менеджмента качества, которой национальным или международным органом по сертификации выдан сертификат соответствия.

Да, такое требование правомерно. Законодательство РФ не запрещает саморегулируемым организациям устанавливать правила признания соответствия систем добровольной сертификации, а так же органов по сертификации систем управления качеством требованиям к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства, правилам саморегулирования, требованиям стандартов данной саморегулируемой организации. Также признание органов по сертификации может осуществляться с целью установления компетентности соответствующих органов по сертификации.

Наверх

191040, Санкт-Петербург, Лиговский пр., д.73, офис 606. Написать письмо
тел.: (812) 943-43-46 (многоканальный), 572-18-57, 572-18-43; факс: 572-45-09.

Яндекс.Метрика