943-43-46(многоканальный) 

(812)572-18-43,

191040, Санкт-Петербург,
Лиговский просп., 73, офис 606.
Мы работаем с 10:00-18:00
по будним дням

Тел.: (812) 572-18-57;
572-18-43;
943-43-46 (многоканальный).
Тел./факс: (812) 572-45-09.

Отправить сообщение

Что такое ИСО?

Что такое ИСО?

ISO (International Organization for Standardization, в русской транскрипции именуемая ИСО) - это международная неправительственная организация, образованная в 1947 году с целью разработки международных стандартов. В состав организации входят представители 147 стран, по одному от каждой страны. Страны представлены своими официальными органами сертификации.

Стандарты ИСО

С момента основания организация издала более 13 700 международных стандартов, обеспечивающих совместимость различных технологий и процессов при производстве и потреблении, как в традиционных отраслях, включая сельское хозяйство, строительство, производство товаров народного потребления, медицинское оборудование, так и в новейших отраслях информационных технологий, например, цифровое кодирование аудио-видео сигналов для мультимедийных приложений.

Необходимость разработки стандарта в рамках ИСО диктуется рынком. Представители отрасли подают заявку на разработку необходимого стандарта в адрес одного из членов ИСО. В случае утверждения заявка передается техническому комитету, который разрабатывает стандарт. В состав технического комитета входят представители отрасли, производства или подотрасли, заявившие о необходимости разработки того или иного стандарта и планирующие использовать данный стандарт, представители государственных органов, тестирующих лабораторий, обществ потребителей, обществ охраны окружающей среды и т.д., обладающие специальными знаниями для разработки стандартов. Стандарт принимается после достижения участниками технического комитета согласия по проекту стандарта. Проект стандарта выносится на обсуждение общественности и заинтересованных сторон и окончательно принимается в ходе голосования действительных членов ИСО.

Наибольшее распространение в мире получили стандарты ИСО 9000 и ИСО 14000. Оба стандарта носят общий характер и применимы для любой организации, независимо от ее рода деятельности и размера. ИСО 9000 - это стандарт управления качеством. Для получения сертификата соответствия ИСО 9000 необходимо внедрить технологии и процедуры управления, которые направлены на качественное удовлетворение нужд потребителей и обеспечивающие качество товаров и услуг в соответствии с действующим законодательством. Стандарт ISO 14000 - это стандарт управления безопасностью окружающей среды. Он внедряется с целью минимизации вредного влияния на окружающую среду и постоянного улучшения технологии безопасного производства. Ни ISO 9000, ни ISO 14000 не гарантируют качество или безопасность товаров и услуг. Оба стандарта лишь помогают компаниям установить систему управления, направленную на достижение качества или безопасности товаров и услуг.

ISO 9000. Принципы управления качеством.

В основе стандарта ISO 9000 лежит 8 принципов управления качеством. Руководители могут использовать принципы для построения или улучшения системы управления качеством на своих предприятиях или в организациях.

Принцип №1: ориентированность на клиента. Компания должна понимать существующие и будущие потребности клиентов, удовлетворять их и прилагать усилия для того, чтобы превзойти ожидания клиентов. Для этого необходимо:

  • проводить исследования для определения потребностей клиентов;
  • привязать стратегию компании к удовлетворению потребностей и ожиданий клиентов;
  • наладить систему передачи информации о потребностях клиентов в рамках всей организации;
  • измерять и оценивать удовлетворенность клиентов;
  • наладить систему управления взаимоотношениями с клиентами;
  • стремиться к достижению баланса между удовлетворением клиентов и других заинтересованных сторон (владельцев, работников, поставщиков и т.д.).

Принцип №2лидерство. Лидеры определяют цели и задачи компании, они создают среду благоприятную для достижения поставленных целей. Для внедрения данного принципа руководителю необходимо:

  • принимать во внимание интересы всех заинтересованных сторон;
  • иметь ясное видение будущего компании;
  • устанавливать побуждающие цели и задачи;
  • создавать атмосферу доверия;
  • предоставлять необходимые ресурсы, возможности для обучения и свободу действий;
  • брать ответственность на себя;
  • стимулировать работников.

Принцип №3: вовлечение людей. Кадры являются основой любой компании. Вовлечение работников в процессы, происходящие в организации, способствует раскрытию их способностей, что благоприятно сказывается на деятельности самой организации. Для реализации данного принципа необходимо создать систему, в которой:

  • сотрудники понимают свою роль в компании и важность своего вклада в ее работу;
  • осознают ограничения своей деятельности;
  • берут ответственность на себя;
  • стремятся повысить свою квалификацию;
  • свободно делятся знаниями и опытом;
  • открыто обсуждают проблемы.

Принцип № 4: подход к деятельности как процессу. Желаемый результат достигается быстрее, если компанией во главу угла ставится процесс. Для реализации данного принципа необходимо создать систему, при которой:

  • определяются виды деятельности, необходимые для получения результата;
  • устанавливается учет деятельности и ответственность людей, занимающих ключевые должности;
  • уделяется большое внимание факторам (ресурсы, методы, материалы), влияющим на ключевые виды деятельности организации;
  • оцениваются риски и последствия, оказывающие влияние на клиентов, поставщиков и другие заинтересованные стороны.

Принцип №5: системный подход к управлению. Системный подход в определении, понимании взаимосвязанных процессов и управлении ими позволяет компании достичь эффективности. Данный принцип реализуется, если организация:

  • структурирует систему для достижения своих целей наиболее эффективным способом;
  • понимает взаимозависимость процессов внутри системы;
  • распределяет роли и ответственность, исключая дублирование;
  • осознает свои возможности и определяет порядок исполнения до начала действий;
  • постоянно улучшает работу системы через оценку своей деятельности.

Принцип №6: непрерывное (постоянное) улучшение. Для реализации данного принципа необходимо:

  • добиваться всеобщего стремления к улучшению качества своей деятельности;
  • обучать персонал методам и способам непрерывного совершенствования;
  • постоянно улучшать качество товаров, процессов и системы на уровне каждого сотрудника организации;
  • установить цели и давать оценку улучшению;
  • приветствовать и выделять улучшения.

Принцип №7: фактический подход при принятии решения. Для реализации данного принципа необходимо:

  • проверять точность и надежность информации;
  • обеспечивать доступность информации лицам, нуждающимся в ней;
  • анализировать информацию, используя общепринятые, методы;
  • принимать решения и действовать на основе анализа фактов, используя опыт и интуицию.

Принцип №8: взаимовыгодные отношения с поставщиками. Для реализации данного принципа необходимо:

  • установить баланс между краткосрочными и долгосрочными целями в отношениях с поставщиками;
  • объединить опыт и ресурсы;
  • определить и выделить ключевых поставщиков;
  • установить открытое общение с поставщиками;
  • обмениваться информацией и будущими планами друг с другом;
  • строить совместные планы развития и улучшения качества;
  • поддерживать и выделять улучшения и достижения поставщиков.

Серия стандартов ИСО 9000 была разработана в 1994 и включает в себя 3 серии стандартов: ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003. 15 декабря 2000 была утверждена новая серия стандартов ИСО 9000 (ИСО 9001:2000 и ИСО 9004:2000). После 15 декабря 2003 старая версия 1994 была отменена. В группу стандартов ИСО входят 16 стандартов. Компании сами определяют, какие стандарты необходимо внедрить для улучшения системы управления качеством в своей организации.

Зачем нужна сертификация по системе ИСО

Сертификация по системе ИСО носит добровольный характер. Внедрение системы управления качеством - очень трудоемкий процесс. Сертификация по системе ИСО нужна не всем компаниям. Внедрение стандартов ИСО 9000 и ИСО 14000 имеет смысл для тех компаний, которые стремятся:

  • повысить качество/безопасность своих услуг или продукции;
  • усовершенствовать систему управления и повысить свою эффективность;
  • систематизировать управление деятельностью предприятия;
  • повысить имидж на рынке;
  • получить конкурентные преимущества при участии в международных проектах/тендерах;
  • упростить процесс получения лицензий и разрешений в некоторых странах;
  • привлечь серьезных местных или иностранных партнеров или инвесторов;
  • получать заказы от зарубежных компаний (аутсорсинг).

Подготовка к сертификации по системе ИСО

Приведение системы управления организацией под стандарты ИСО 9000 и/или ИСО 14000 не предполагает внедрения совершенно новой системы управления качеством/безопасностью, если она уже. имеется, однако, скорее всего, потребует как пересмотра структуры управления организации в целом, так и внедрения современных технологий управления, в том числе компьютерных. Одни организации должны будут значительно перестроить систему управления, а другим потребуются изменения лишь некоторых процессов. Система управления строится в соответствии со специфическими задачами предприятия.

Организации могут самостоятельно проводить процесс реформирования системы управления, либо пригласить местные или зарубежные консалтинговые фирмы. Внедрение стандартов управления ИСО делится на следующие этапы:

  1. Постановка целей.
  2. Определение ожиданий заинтересованных сторон.
  3. Ознакомление со стандартами ИСО.
  4. Выбор серии стандарта, необходимого вашей организации.
  5. Диагностика системы управления организацией на предмет соответствия стандартам ИСО.
  6. Определение процессов, влияющих на поставку товаров/услуг потребителям (производство, дизайн, система закупок, система измерения и контроля, дистрибуция).
  7. Разработка плана внедрения стандартов ИСО.
  8. Внедрение плана.
  9. Самостоятельная оценка внедренной системы.
  10. Независимый аудит и получение сертификата соответствия стандарту ИСО. 
  11. Продолжение улучшения системы управления.

Кто выполняет сертификацию ИСО

Необходимо подчеркнуть, что сама ИСО не сертифицирует и не выдает сертификаты. Она лишь разрабатывает стандарты. Сертификацию на соответствие стандартам ИСО могут проводить организации, представляющие интересы страны в ИСО, такие, как Госстандарт в России или Агентство стандартизации, метрологии и сертификации в Узбекистане, либо независимый частный местный или иностранный регистратор ИСО, аккредитованный при соответствующих государственных или международных органах стандартизации, такой как "Национальная оценка качества" (National Quality Assurance) или "Би-Си-Ай" (BCI) в США.

Наверх

191040, Санкт-Петербург, Лиговский пр., д.73, офис 606. Написать письмо
тел.: (812) 943-43-46 (многоканальный), 572-18-57, 572-18-43; факс: 572-45-09.

Яндекс.Метрика